Эссе на тему: «Дорога без конца»
Охотниковой Ольги Анатольевны,
учителя информатики
первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Югорска

 

Для того дорога и дана,
Чтоб души вниманье не дремало,
Человеку важно знать немало,
Оттого дорога и длинна.

У любой дороги есть своё начало, своя точка отсчёта… Отправной точкой моего педагогического пути стал урок французского языка.

Со звонком в класс вошла молодая красивая учительница, похожая на настоящую француженку, сошедшую с экрана телевизора. «Bonjour les enfants!», - услышали мы и оказались во Франции, перенеслись на берега Сены, поднялись на Эйфелеву башню, прошлись по Версалю… Мне тоже захотелось стать «француженкой».

Через 4 года, придя в педагогический университет, я выбрала свою дорогу, которой иду уже 14 лет. И пусть не французский язык... Но до сих пор преклоняюсь перед своей школьной учительницей – перед своей «француженкой», Ущаповской Ириной Николаевной.

Какая она, моя дорога? Прямая и извилистая, с крутыми склонами и подъёмами, с колеями и ухабами, узкая, как лесная тропа, и широкая, как скоростная магистраль.

С давних времён люди на дорогах ставили вехи. На моём педагогическом пути этих вех немало: каждый класс, каждый год, словно новый пройденный километр.

По лесной тропе, усыпанной жёлтыми шуршащими листьями, я иду с пятиклассниками. Она не пугает нас своей таинственностью, ведь здесь мы знакомимся с азами информатики. Информация, знания, ощущения, восприятие, представление,… Главное в этом возрасте – увлечь детей, заинтересовать их. С какой неподдельной радостью они рассказывают о своем компьютере или ноутбуке, об играх и программах, в которых уже умеют работать. И интерес: «А какие сегодня Вы нам раскроете секреты?!»

Пятиклассники становятся шестиклассниками, и тропа переходит в широкую грунтовую дорогу, на которой не всё гладко, но всё так же весело и интересно. Активной формой уроков информатики становятся уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект, урок-игра. Повышается интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры или сказки. Вместе с ними и я узнаю много нового о ребятах, их внутреннем мире и их интересах.

Седьмой класс – новый километр с виражами и ухабами – сложный возраст, но уроки в форме увлекательных путешествий помогают успешно пройти и этот рубеж. Вместе совершаем виртуальное путешествие в музей компьютерных технологий. Системный блок, апгрейд, гаджеты, виджеты,… Новые слова, новые понятия, новые впечатления. Крутые виражи преодолеваются благодаря участию в творческих конкурсах, где каждый может выразить свою индивидуальность: кроссворды, стихи, синквейны, проектные и исследовательские работы. Моя роль рулевого очень сложна – надо создать мотивацию на уроке, а чтобы не было времени смотреть в окно или зевать, обязательно сделать остановку, размяться, набраться новых сил.

Трудный гористый участок преодолеваем с восьмыми и девятыми классами. Главное – разговор на равных, без нотаций и поучений. И здесь мне помогают доверительные беседы на переменах о взаимоотношениях в семье, с друзьями, с одноклассниками. А на уроках? На уроках логика и расчет. Логика - это фундаментальная основа информатики как науки. Элементы и основы математической логики заложены в логические элементы и логические устройства ЭВМ... Поэтому этот участок пути мы преодолеваем, работая над развитием логического мышления.

Дороги трудны, но хуже без дорог.

И вот, наконец, дорога переходит в широкую и ровную автостраду. Работать со старшеклассниками – одно удовольствие. Десятиклассники и одиннадцатиклассники на уроке уже не только ученики – они равноправные собеседники, они мои партнёры в работе, и хочется каждому сказать: «Je vous aime!» (Я вас люблю!). Именно так и говорила нам моя «француженка» Ирина Николаевна.

Незаметно промелькнули семь лет, сменяя друг друга, точно пейзажи за окном автомобиля. Но ведь, если задуматься, позади осталась целая маленькая жизнь. Заканчивается школьный путь для этих детей, а для меня начинается новый виток, а значит, и новая дорога с другими учениками. Дорога без конца…

Быстро пролетает время в пути, когда рядом с тобой интересные попутчики: умные и мудрые коллеги, которые всегда подскажут и придут на помощь; родители учеников, с которыми складываются добрые и хорошие отношения на долгие годы; выпускники, которые ведут своих детей только в родную школу, что является высшей оценкой работы учителя, выражением искренней признательности и доверия. Верю, что мне посчастливится учить не одну ученическую династию.

Древняя мудрость гласит, что дорогу осилит идущий… Не допускать лишних передышек, привалов, не стоять на месте в ожидании попутки (может, кто другой преодолеет за меня крутой поворот?), а двигаться вперёд – только так можно пройти большие расстояния и не чувствовать усталости от пройденного пути. Только вперёд! Постоянное самообразование, изучение новых педагогических и информационных технологий, активное личное участие в делах родной школы помогают мне соответствовать новым веяниям времени, оправдывать ожидания детей и их родителей.

«Учитель, воспитай ученика!» Наверное, у каждого педагога есть свои преемники. Очень хочется, чтобы и я стала для кого-нибудь своей «француженкой».

Ученик – продолжение своего учителя, а это значит, что дорога, по которой я иду, без конца.

Иногда в дороге нам темно,
Иногда она непроходима,
Но идти по ней необходимо.
Ничего другого не дано.